0 ₽
Особый тур
Туризм по Уралу для многих кажется развлечением «на любителя». Однако что делать, если тебя сковывает не цена на автобус до Аркаима, а здоровье?У братьев Серёжи и Феди — аутизм, что не мешает им жить активнее многих сверстников. Серёжа, которому уже исполнилось 18, учится в техникуме, декламирует стихи, играет в шахматы и посещает бассейн. Его 15–летний брат Федя учится в девятом классе, занимается карате, плаванием и души не чает в собаках. Кроме того, братья играют на гуслях и проходят обучение на Свердловской детской железной дороге.
«Одно из направлений реабилитации Серёжи и Федюши — их социализация. Сыновья очень любят путешествовать, хотя Феде это раньше давалось с большим трудом, поскольку он очень боялся новых людей и маршрутов. Сейчас, видя положительные результаты таких поездок, стараемся использовать любую возможность, чтобы куда-то съездить», — рассказывает мама братьев Алёна Серёгина.
Благодаря проекту «Особый тур», основная цель которого — развитие инклюзивного туризма в Екатеринбурге и Свердловской области, Серёже и Феде удалось съездить в этом году на три экскурсии. В историко-этнографическом парке «Земля предков» мальчики поучаствовали в мастер-классе по изготовлению металлических тотемных фигурок животных: Серёжа сделал тотем ворона, а Федя — медведя. Также братья съездили в Невьянск, где поднялись на знаменитую наклонную башню, и в Первоуральск, где побывали на выставке «От модерна к русскому авангарду» в местном Инновационном культурном центре.
По мнению Алёны Серёгиной, такие поездки очень полезны. Они позволяют особым детям узнать что-то интересное, познакомиться и пообщаться с новыми людьми, развить адаптивные и коммуникативные навыки и даже увеличить словарный запас.
Плотинка — как полоса препятствий
Проект «Особый тур» начинался два года назад с прогулок по историческому центру Екатеринбурга с заходом в Водонапорную башню на Плотинке. Разработкой инклюзивного маршрута вместе с представителями ассоциации «Особые люди» занималась экскурсовод Екатерина Калужникова.
«С точки зрения физической доступности Плотинка — одно из самых недружелюбных мест в городе: на коляске сюда можно комфортно заехать только со стороны Малышева–Горького. Пандус со стороны Воеводина очень неудобен — без посторонней помощи там ни подняться, ни спуститься. Про лестницу, ведущую к памятнику Татищеву и де Геннину, я вообще молчу. Она спроектирована абсолютно без учета потребностей людей, передвигающихся на колясках. К слову, на колясках передвигаются не только люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но и абсолютно здоровые — это дети в колясках. Такая категория, как мамы с колясками, для города почти не существует», — сетует Екатерина.
Водонапорная башня же, напротив, оказалась вполне подходящим объектом для инклюзивных экскурсий, хотя это было совсем неочевидно. Посетителей на колясках принимали в кофейне на первом этаже, где им рассказывали и про музей, и про башню, и про Плотинку. Те гости, кто мог самостоятельно подняться на второй этаж музея, имели возможность посмотреть экспозицию. Экскурсия для слабовидящих дополнялась прослушиванием фрагментов интервью с жителями башни, а также особыми тактильными моделями, разработанными «Особым туром». Для гостей с нарушением слуха были подготовлены дополнительные иллюстрации.
«Пожалуй, самое главное, чему необходимо было учиться — это умению не нарушать границы гостей — не лезть с «помощью», выбирать лексику и интонацию, обращение… Самое главное — ставить себя на место тех, с кем ты общаешься: помнить, что слабослышащие читают по губам, и надо хорошо артикулировать, что слабовидящие очень самостоятельные и прекрасно ориентируются в пространстве, но им можно и нужно подробно описывать звуки, форму и даже цвет», — делится своим опытом Екатерина.
Экскурсантов с ментальными нарушениями важно не перегружать информацией. В принципе у них нет физических ограничений, и для них доступны любые городские и областные музеи. Главное — правильный подход.
Проект для всей семьи
В проекте принимают участие люди с разными ограничениями здоровья — слабослышащие, слабовидящие, маломобильные и с ментальными нарушениями. К «Особому туру» уже подключились сотрудники множества музейных комплексов — Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, парка «Россия — моя история», Дома-музея Д. Н. Мамина-Сибиряка, Нижнетагильского музея изобразительных искусств и других. Из-за пандемии многие экскурсии и мастер-классы проходили онлайн.
«Я думаю, что в этом проекте должны участвовать не только люди с ограниченными возможностями здоровья, но и их семьи. Допустим, у мамы два образования, но она не может работать, потому что посвящает жизнь своему особенному ребёнку. Поддержка родителей таких детей просто необходима, нужна им и какая-то разгрузка — и психологическая, и «смена картинки», чтобы жизнь не была серой и однообразной. Поэтому возможность поехать в другой город, сходить в музей — это помощь не только людям с инвалидностью, но и вообще всей семье», — отмечает руководитель проекта, эксперт по инклюзивным практикам Татьяна Каминская.
Она рассказала, что за два года, которые существует проект, удалось охватить около 300 семей, в которых есть люди с разными видами инвалидности. Также проводятся виртуальные экскурсии, потому что не все люди с ограниченными возможностями могут далеко путешествовать. Теперь организаторы проекта «Особый тур» планируют осваивать более дальние территории Свердловской области — природные парки и музеи, не вошедшие в список в этом году. Доступными для людей с инвалидностью должно стать как можно больше достопримечательностей региона.
Ранее на сайте мы писали о важности инклюзивной среды в городах и анализировали, насколько Екатеринбург комфортен для всех групп населения. Помимо общегородских удобств важно не забывать и про досуг особенных людей, которые точно также как и мы все — нуждаются в отдыхе от рутины. Последние тенденции в социальной сфере общества дают нам надежду, что таких проектов, как «Особый тур» не только в Екатеринбурге, но и во всей России станет больше, и шансом жить полноценной активной жизнью воспользуются все люди.